Разумова И. А. Наставник и наставничество: смыслы и интерпретации (по материалам городов Кольского Заполярья)» / Разумова И. А., Змеева О. В. // Вестник антропологии. – 2024. – № 3. – С. 288-300.

288 УДК 39+37.035 DOI: 10.33876/2311-0546/2024-3/288-300 Научная статья © И. А. Разумова, О. В. Змеева Н А С Т А В Н И К И Н А С Т А В Н И Ч Е С Т В О : С М Ы С Л Ы И И Н Т Е Р П Р Е Т А Ц И И (НА П Р И М Е Р Е Г О Р О Д С К И Х Ж И Т Е Л Е Й К О Л Ь С К О Г О ЗА П О Л Я Р Ь Я ) Наставничество, как и другие формы культурной преемственности, связано с национальными традициями и социально-культурной стратификацией обще­ ства. Существует проблема идентификации наставничества и как феномена национальной культуры, и как способа передачи знаний и опыта в конкретных случаях. Наставничество осмысливается в рамках определенной идеологии и национально-культурного кода. Его смыслы осложняются множеством ассо­ циаций: от культурно-исторических до индивидуально-биографических. Соот­ ветственно варьируют требования, предъявляемые к наставнику обществом и «наставляемыми». В самом общем смысле «наставничество» — не вид дея­ тельности, а культурная миссия. Среди форм наставничества могут быть вы­ делены прямые, опосредованные и метафизические. Проведенное в 2023 г. по­ левое исследование выявило варианты интерпретации наставничества и роль, которую люди отводят наставникам в своей жизни. Оно показало, что «на­ ставничество» как культурный концепт и не имеющая четких границ совокуп­ ность социальных практик не только определяет векторы, формы и качество общекультурной и профессиональной преемственности, но, прежде всего, соз­ дает особую динамичную сеть взаимоотношений человека со «значимыми дру­ гими». Они могут быть постоянными проводниками на жизненном пути или временными помощниками на этапах самоопределения и вхождения в профес­ сию, а также в отдельных сложных ситуациях. В зависимости от смысловых различий формируются виды наставнических отношений и типы наставников. Наставничество — это совокупность социально-культурных ролей, исполняе­ мых по отношению к человеку и им самим на разных этапах жизни. Ключевые слова: наставничество, антропология, интерпретация, смыслы, идеология, культурный код Разумова Ирина Алексеевна— д. и. н., тавный научный сотрудник, Центр гуманитарных проблем Баренц региона—Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения наукиФеде­ рального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук» (ЦГП КНЦРАН) (Российская Федерация, 184209Мурманская область, г Апатиты, мкр. Академгородок, 40А). Эл. почта: irinarazumova@yandex.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5960-9772 Змеева Ольга Васильевна — к. и. н., старший научный сотрудник, Центр гуманитарных проблем Баренц региона—Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения наукиФеде­ рального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук» (ЦГП КНЦРАН) (Российская Федерация, 184209Мурманская область, г Апатиты, мкр. Академгородок, 40А). Эл. Почта: zmeyeva@rambler.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3909-1582 *Исследование выполнено в рамках темы государственного задания ЦГП КНЦ РАН № FMEZ- 2024-0002, «Динамика социокультурного облика Кольского Севера в контекстах истории ос­ воения арктического фронтира России».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz