Разумова И. А. Наставник и наставничество: смыслы и интерпретации (по материалам городов Кольского Заполярья)» / Разумова И. А., Змеева О. В. // Вестник антропологии. – 2024. – № 3. – С. 288-300.
288 УДК 39+37.035 DOI: 10.33876/2311-0546/2024-3/288-300 Научная статья © И. А. Разумова, О. В. Змеева Н А С Т А В Н И К И Н А С Т А В Н И Ч Е С Т В О : С М Ы С Л Ы И И Н Т Е Р П Р Е Т А Ц И И (НА П Р И М Е Р Е Г О Р О Д С К И Х Ж И Т Е Л Е Й К О Л Ь С К О Г О ЗА П О Л Я Р Ь Я ) Наставничество, как и другие формы культурной преемственности, связано с национальными традициями и социально-культурной стратификацией обще ства. Существует проблема идентификации наставничества и как феномена национальной культуры, и как способа передачи знаний и опыта в конкретных случаях. Наставничество осмысливается в рамках определенной идеологии и национально-культурного кода. Его смыслы осложняются множеством ассо циаций: от культурно-исторических до индивидуально-биографических. Соот ветственно варьируют требования, предъявляемые к наставнику обществом и «наставляемыми». В самом общем смысле «наставничество» — не вид дея тельности, а культурная миссия. Среди форм наставничества могут быть вы делены прямые, опосредованные и метафизические. Проведенное в 2023 г. по левое исследование выявило варианты интерпретации наставничества и роль, которую люди отводят наставникам в своей жизни. Оно показало, что «на ставничество» как культурный концепт и не имеющая четких границ совокуп ность социальных практик не только определяет векторы, формы и качество общекультурной и профессиональной преемственности, но, прежде всего, соз дает особую динамичную сеть взаимоотношений человека со «значимыми дру гими». Они могут быть постоянными проводниками на жизненном пути или временными помощниками на этапах самоопределения и вхождения в профес сию, а также в отдельных сложных ситуациях. В зависимости от смысловых различий формируются виды наставнических отношений и типы наставников. Наставничество — это совокупность социально-культурных ролей, исполняе мых по отношению к человеку и им самим на разных этапах жизни. Ключевые слова: наставничество, антропология, интерпретация, смыслы, идеология, культурный код Разумова Ирина Алексеевна— д. и. н., тавный научный сотрудник, Центр гуманитарных проблем Баренц региона—Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения наукиФеде рального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук» (ЦГП КНЦРАН) (Российская Федерация, 184209Мурманская область, г Апатиты, мкр. Академгородок, 40А). Эл. почта: irinarazumova@yandex.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5960-9772 Змеева Ольга Васильевна — к. и. н., старший научный сотрудник, Центр гуманитарных проблем Баренц региона—Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения наукиФеде рального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук» (ЦГП КНЦРАН) (Российская Федерация, 184209Мурманская область, г Апатиты, мкр. Академгородок, 40А). Эл. Почта: zmeyeva@rambler.ru ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3909-1582 *Исследование выполнено в рамках темы государственного задания ЦГП КНЦ РАН № FMEZ- 2024-0002, «Динамика социокультурного облика Кольского Севера в контекстах истории ос воения арктического фронтира России».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz